Как правильно проверять уровень масла в автомобиле и почему именно так?

Казалось бы – что тут сложного? Вынул щуп, посмотрел на остатки масла по меткам, и все дела. Однако, несмотря на кажущуюся простоту этой, к слову, регулярной процедуры, как правильно проверять уровень масла в автомобиле – знают не все. В том числе потому, что в большинстве руководств этот процесс описан крайне скудно, без объяснений, что и, самое главное, зачем надо делать. Цель этой статьи – исправить ситуацию и рассказать: как проверять правильно; как часто это делать; как действовать не стоит; а также как оценить состояние и пригодность масла в двигателе внутреннего сгорания.

Как правильно проверять уровень масла в автомобиле

Как часто проверять уровень масла в двигателе и почему?

Начнем с самого простого вопроса, ответом на который является универсальное для всех случаев правило:

Уровень масла в любом двигателе (независимо от технического состояния и пробега) на любом автомобиле необходимо проверять ежедневно перед выездом.

Это означает, что, если вы сегодня впервые подошли к автомобилю, и собираетесь куда-либо ехать, уровень и состояние масла надо проверить обязательно. Даже если вы уверены на 100%, что ваша машина «масло не кушает», оно нигде не подтекает и не уходит каким-либо другим образом.

К сожалению, хоть это и одно из самых простых правил эксплуатации автомобиля, им пренебрегают очень и очень часто. В основном не по незнанию, а из-за лени, спешки, либо по причине излишней уверенности в технической исправности своего авто. Масло редко проверяется на новых машинах, так как принято считать, что несколько лет после покупки под капотом такого авто вообще делать нечего.

Есть также автолюбители, которые не особо заморачиваются над состоянием своего автомобиля, и просто изо дня в день эксплуатируют его без элементарных осмотров и ухода. Под капот такие автовладельцы заглядывают, как правило, только в том случае, когда оттуда пошел пар или дым, либо когда машина не завелась.

Итак, повторим и запомним раз и навсегда: масло проверяем ежедневно.

Исключение из правил. Практически из любого правила есть исключения, и на частоту проверки уровня масла это тоже распространяется. Если вы спешите (на работу, в больницу, не успеваете отвезти детей в садик или школу, вас попросили о срочной помощи друзья), машина стоит на улице, и вы выезжаете первый раз за день ночью, когда темно, и в ряде других ситуаций – ежедневной проверкой уровня масла можно пренебречь.

Теперь обещанный ответ на вопрос: почему? Почему необходимо проверять уровень и состояние масла в двигателе так часто? А потому, что двигатель внутреннего сгорания – это сложный и многокомпонентный механизм, в котором в любой момент может отказать или выйти из строя какая-либо деталь. Автомобиль, при этом, будет продолжать ехать, как обычно.

Например, вы вчера ездили, и было все нормально. А в двигателе износился сальник или прогорела прокладка. Масло начало уходить, но так медленно, что за тот короткий период времени, в течение которого вы ехали домой, уровень не успел понизиться до критического, и контрольная лампочка не засветилась. За ночь стоянки двигатель остыл, детали уменьшились, и пропорционально увеличилась щель, через которую уходило масло. К утру его может оказаться уже недостаточно, чтобы обеспечить нужное давление в магистрали и смазку всех трущихся деталей.

Многие также полагаются на вышеупомянутую контрольную лампочку. Мол, если что – она просигнализирует о низком уровне масла. Зачем тогда каждый день открывать капот и смотреть на какой-то там щуп? Отнюдь. Лампочки имеют свойство перегорать, а датчики, которые фиксируют критическое снижение давления масла – дают сбои и тоже выходят из строя.

Как не стоит проверять уровень масла?

Об этом коротко, и списком. Нет смысла проверять уровень масла, если:

  • Вы только что заглушили двигатель.
  • Автомобиль не установлен на ровную горизонтальную поверхность.
  • Спущено одно из колес.
  • Автомобиль установлен на домкрате.
  • В салоне автомобиля находятся пассажиры.
  • Багажное отделение нагружено под завязку чем-либо тяжелым.
  • Под рукой нету ветоши, чтобы протереть насухо щуп.
  • Сегодня вы уже проводили эту процедуру (не касается автомобилей, которые из-за технических неисправностей буквально «жрут» масло литрами).
  • Вы только что полностью заменили масло.
  • Вы только что долили немного масла.

Пункты 1, 9 и 10 обусловлены тем, что в эти моменты в поддоне находится не все масло, которое есть в двигателе. Это значит, что показания на щупе не будут соответствовать действительности, и могут ввести вас в заблуждение, побудив долить масла. Помните: двигатель не каша, которую излишком масла не испортишь.

Пункт 7 более детально рассмотрен ниже. Что касается остальных позиций, то проблема у всех них абсолютно одинаковая – автомобиль расположен не горизонтально. Чтобы понять эту проблему более наглядно, налейте полстакана воды, поставьте его сначала ровно, а потом наклоните. Уровень воды будет одинаковым в обоих случаях? В автомобиле все работает абсолютно так же.

Как правильно проверить уровень масла в автомобиле?

Теперь разберем непосредственно процесс проверки уровня масла. Как эта процедура выполняется правильно и, самое главное, почему именно так, а не иначе?

определение уровня масла с помощью щупа

Алгоритм действий должен быть следующим:

  1. Убедитесь, что вашей ситуации нет в предыдущем списке – автомобиль установлен ровно, двигатель остывший, и вы только что не занимались доливанием или заменой масла.
  2. Если автомобиль установлен не на ровной площадке – установите.
  3. Если двигатель только заглушен – выждите 10-15 минут. За это время практически все масло стечет в поддон, так как оно горячее и очень текучее.
  4. Если вы только что залили новое масло или немного долили недостающий объем, выждать придется подольше, так как оно холодное, менее текучее, и в поддон стекать будет дольше, чем на горячую.
  5. Извлеките масляный щуп.
  6. Протрите щуп насухо при помощи ветоши.
  7. Аккуратно установите щуп на место.
  8. Повторно извлеките щуп и оцените уровень в соответствии с метками.
  9. Оцените состояние масла (смотрите ниже).
  10. Установите щуп на место.

Вот и все. Вы правильно проверили уровень масла в двигателе вашего автомобиля и, что самое важное, получили корректные данные, соответствующие действительности.

Теперь вкратце – почему надо делать именно так. До пункта 6, в принципе, все уже должно быть и так понятно. Непонятно может быть только то, зачем протирать щуп насухо и погружать его повторно? Почему не стоит даже смотреть на уровень после первого извлечения?

Так делать надо потому, что во многих автомобилях после первого извлечения вы увидите «размазанную картину». Масло на щупе может быть гораздо выше уровня, не будет видно четкой линии и так далее. Так происходит потому, что масло в работающем двигателе не находилось в состоянии покоя, и разлеталось во все стороны. Когда вы погружаете сухой щуп в «успокоившееся» масло – измерения будут четкими, точными и корректными.

Как оценить состояние масла в двигателе?

При каждом измерении уровня масла в двигателе автомобиля желательно попутно оценивать его состояние. Даже если автомобиль новый. Даже если вы только недавно сменили отработанное масло на новое (дорогое, брендовое, качественное – неважно). Состояние смазки необходимо контролировать постоянно по той же самой причине, по которой надо проверять его уровень ежедневно (см. выше).

Как оценить состояние масла? В первую очередь, по прозрачности. Как правило, прозрачность масла видна прямо на щупе, который сделан из светлой и блестящей нержавеющей стали. Далее можно смотреть на цвет и консистенцию. Отработавшее свой ресурс масло – темное, даже черное, как смола. Оно также абсолютно не способно удерживаться на кончике щупа, стекая с него очень быстро.

Черный цвет масла говорит о том, что в его составе уже много гари и сажи, а значит от него больше вреда, чем пользы. Чрезмерная текучесть говорит о том, что масло не будет задерживаться на трущихся деталях, и не будет полноценно выполнять свою непосредственную работу.

Очень наглядно состояние масла можно оценить, вытерев извлеченный щуп о чистую белоснежную салфетку. На ней вы сможете хорошо рассмотреть и цвет, и прозрачность, и даже металлическую стружку, если таковая попала в масло вследствие износа деталей двигателя. Также на масле не должно быть пузырьков, белой или сизой пены и прочих вкраплений. Наличие пены говорит о том, что вы смешали два несовместимых масла, или в систему смазки попала охлаждающая жидкость.

Все эти признаки говорят только об одном – масло пора менять на новое. Если такие признаки стали проявляться практически сразу после того, как вы залили новое масло в двигатель, значит вы неполностью слили отработанное, и теперь видите на щупе следы его наличия в двигателе.

Видео - как правильно проверять масло в движке на практике

Итоги

Проверка уровня масла в двигателе – это одна из самых простых процедур обслуживания автомобиля, которая требует регулярности. Очень важно измерять уровень правильно, как описано выше. В противном случае вы рискуете столкнуться с некорректными показателями. Каждый раз проверяя уровень – не забывайте обратить внимание на состояние, так как качество масла даже важнее, чем его количество.
 

Наверх